Рассказ о поездке на запад Индии

Штат Раджастан, г. Джейпур

Я впервые попала в Индию в марте 2003 года. Уже с первых минут как спустилась с трапа самолета, почувствовала себя как дома. В Индию я прилетела на семинар сахаджа йогов. После которого, меня пригласили погостить в индийской семье из Джейпура, штат Раджастан.
Джейпур - туристический город, его еще называют розовым, из-за многочисленных розовых зданий. Это один из немногих городов Индии, который был построен по плану.

Недалеко от Джейпура есть интересное место в горах - очень древний дворцовый комплекс, где жили короли. Этот район малоизвестен среди туристов. В основном его посещают местные жители. Главной достопримечательностью комплекса является озеро. В него втекает горный ручей. По словам местных жителей, ручей берет начало в Ганге. Поэтому купание в озере считается очищением души. После этого священного действия люди идут молиться в храм. Возле озера находится храм Шивы, чуть - ниже храм Дурги и Хануману.

Я обратила внимание, что женщины купаются отдельно и в специальной одежде, которая закрывает все тело. Оголение своего тела они считают грехом. Нравственность является неотъемлемой частью их жизни. Индия это не Кама сутра и танец живота, как возможно многие считают, а страна, где духовность - основа всего.

Насколько сильно отличается менталитет индийцев от нашего общепринятого мышления. Например, у них не встретишь на улице целующихся парочек и даже обнимающихся. Они считают, что это неприлично. Для интимных отношений Бог создал дом и специальное время суток. А на улице прилюдно показывают свои отношения только собаки. Конечно же, как и везде люди берут пример жизни с Запада, в том числе и в Индии. Но это можно наблюдать только в крупных городах, таких как Дели, Бомбей (Мумбай). На их улицах увидишь девушек в джинсах в сорокоградусную жару и рекламные щиты с полуобнаженными телами. Но такой стиль жизни не принимается всем обществом.

Индийская семья

Члены семьи, в которой я жила, принадлежат касте кшатриев (воинов). Они является потомками Шри Рамы. Меня сразу поразило, насколько они придерживаются своих традиций в быту, одежде, в отношениях в семье, то есть, сохранены свойственные этой касте мариады (нормы поведения и морали). У них очень уважительное отношение к женщине. И если есть в семье бабушка, она является воплощением мудрости. К ее мнению прислушиваются, и все члены семьи обращаются к ней за советом.

Опишу, как проходит утро в их семье. Раньше всех встает мама, готовит чай. После того, как все проснулись и попили чай, садятся медитировать или совершать пуджу, то есть поклонение Богу. Далее все большие и меленьки дети и внуки касаются стоп матери и делают ей массаж стоп. В Индии считается, что земные мать и отец являются частицей Первозданной Матери (Ади Шакти) и Бога Всемогущего. Поэтому к родителям проявляют глубокое уважение, любовь и послушание.

Штат Гуджарат, г. Ахмедабад

Второй штат, который я посетила - Гуджарат, город Ахмедабад. Этот город известен тем, что там находится ашрам Махатма Ганди. Туристы приезжают туда со всего мира. Ежедневно около 300 посетителей бывают в этом ашраме. На территории ашрама находится музей с личными вещами Ганди, библиотека, парк и несколько домиков, где жили его последователи. В доме, где жил Гандиджи, есть секретная комната, в которой он работал и принимал посетителей. Туда обычно никого не впускают, но когда администратор узнал что я из России, с удовольствием открыл нам эту комнату и провел экскурсию. В числе прочих личных вещей Ганди мы увидели прялку. Махатма Ганди всегда выступал за ручной труд, показывая это на личном примере.

В книге отзывов я написала: "Я впервые в Индии и впервые в этом ашраме. О Махатме Ганди первый раз узнала в школе. В России Ганди очень хорошо всем известен. Я очень рада, что здесь побывала и воочию все увидела. Большое спасибо".

Индийская свадьба

Мне посчастливилось побывать на индийской свадьбе, которая проходила по всем древним традициям касты кшатриев. Свадьба была в небольшой деревне в горах.

Говорят, раньше в этой местности никто не жил, т. к. там ничего не росло. И однажды одного святого попросили что-нибудь сделать с этим. Он посадил веточку одного дерева, и после этого в этой местности стали расти деревья. А люди смогли расселиться в округе. Самое первое дерево, которое выросло из этой веточки, считается святым, и все свадебное действие проходило около этого дерева. А этот святой до сих пор жив. И выглядит точно так же как много лет назад. И никто не знает, сколько ему лет. Он иногда появляется в деревне, когда нужна его помощь.

В первый день свадьбы мы не видели молодоженов. Так же как и у нас, невеста была у своих родителей и ее подготавливали к приходу жениха. Это целая церемония, которую я, к сожалению, не видела. В этот же день хозяева дарят подарки гостям. Тем самым они выражают благодарность за то, что гости пришли в их дом.

Во второй день уже гости дарят родителям подарки. А поздно вечером жених приезжает к невесте на коне в сопровождении музыкантов и танцоров.

В третий день проходит сама церемония, которая является святым действием. Они очень серьезно к этому относятся. Развод в Индии считается большим грехом.

В Индии есть каста людей, которые ведут запись родословной каждой касты. Они записывают в специальную книгу все основные события жизни человека. Поэтому свои корни индийцы знают очень хорошо. Прежде чем что-то сделать, они сто раз подумают, т. к. за их проступок будут отвечать потомки.

После рождения ребенка родители составляют на него гороскоп. И первое что их интересует, получит ли их ребенок в этой жизни свою реализацию, т. е. союз с Богом. Они знают, что это главный смысл жизни.

Сваямба Шри Ханумана

Первая сваямба Шри Ханумана

Первая сваямба
Шри Ханумана

Еще одно интересное место мы посетили в Индии. Это первая сваямба Шри Ханумана. Мы были в день полнолуния, когда особенно поклоняются этому божеству. В храм, где находится изображение Ханумана, мы не смогли попасть из-за большого количества людей. Церемонию праздника мы наблюдали снаружи на большом экране, который транслировал все происходящее в храме.

Около храма я увидела странную женщину, которую вели под руки. Она сопротивлялась и что-то выкрикивала. Потом мне объяснили, что таких одержимых людей оставляют при храме. Они живут там до тех пор, пока полностью не вылечатся. Говорят, что сам Шри Хануман подсказывает им как очищаться. После выздоровления они строят возле храма небольшие дома в благодарность Шри Хануману.

Статуя Махавиры

Дальше мы поехали в город Махавирча, где находится статуя Махавиры, основателя джайнизма. Вот история, как появилась эта статуя. Это было очень давно. Как-то пастух пас коров. И одна корова постоянно приходила "пустая". Пастух решил узнать, кто ее доит. Он заметил, что корова всегда встает на одну и ту же гору. Во сне пастух узнал, что там нужно копать. Когда гору разрыли, то обнаружили статую Махавиры. С тех пор она и стоит в главном храме города Махавирча. Раньше один из королей Джейпура неоднократно пытался ее вывезти, но каждый раз транспорт ломался. Так все поняли, что Махавира желает остаться в этом городе.

Мы посетили один из трех храмов Махавиры в его день рождения, то есть в первый день апреля после полнолуния. Приехали поздно ночью, так как днем народу было столько, что яблоку негде было упасть. Раз в год статую вывозят из храма, чтобы все могли ее увидеть.

Копия сваямбы Дурги

Последние место, где мы были, это макет сваямбы Дурги. Не каждый может попасть на настоящую сваямбу в Гималаях, поэтому построили этот макет. Он сделан из гипса и полностью отображает сваямбу, но только в меньшем масштабе. Мы прошли весь путь. Половина дороги напоминает горный туннель, в середине которого, мы попали в небольшую пещеру. Мне рассказали, что это место называется матка, где Дурга отдыхала между битвами с демонами. В пещеру можно попасть только ползком на четвереньках и выбраться точно также. Выйдя из туннеля, мы увидели застекленную нишу с лампадой, ее огонь был взят со сваямбы в Гималаях. После этого мы подошли к главному алтарю. Там была очередь. Простояв минут сорок, мы смогли увидеть алтарь с изображение Дурги. Сделали намаскар (поклон), коснулись руками этого места. Затем нам дали монету с изображение алтаря, а на обратной стороне - макета сваямбы. После этого мы спустились. Хоть это и макет, но индийцы считают это место святым.

На этом мое путешествие закончилось. Индия открыла для меня совершенно другой мир.

* Фотографию можно увеличить

Елена Елькина