Кедарнатх

Гималаи. Возвращение

Собравшись вместе, втроем, начали принимать решение идти дальше и подняться на последний, но высокий хребет или идти обратно. С севера пришли те ребята-индусы, которые налегке ушли вперед нас еще от озера. Выяснив у них, что в той стороне, откуда они пришли, ничего кроме тех же насыпей камней нет, мы решили забрать еще правее и подниматься на хребет. Усталости не было, и как мы рассчитывали сил должно хватить и на обратный путь. Связавшись по рации с нашими отставшими друзьями, мы сообщили, что будем подниматься. У нас были видеокамера, штатив и желание заснять это заснеженное горное великолепие. Тем более, что погода это позволяла, облачность не была столь сильной, чтобы помешать.

Подъем на вершину

Гималаи

Опять из индивидуальной скорости каждого, мы растянулись и через некоторое время, я обнаружил, что не вижу своих товарищей. Со стороны Кедарнатха стали наступать тучи. Во время подъема оказалось, что я сильно отклонился влево. Уже, будучи на вершине, я пошел, а точнее покарабкался в обратном направлении, и вскоре встретил сначала одного, потом другого своего компаньона. Все были измотаны подъемом и я тоже. Причем это произошло как-то внезапно, как будто перекрыли кран, и силы иссякли, вместо этого по всему телу, в каждой мышце появилось изнеможение. Хотелось просто тут же лечь и никуда больше не идти. В довесок нас накрыло плотным одеялом туч и пошел мокрый снег. На расстоянии пяти шагов, уже ничего не было видно. На какую либо съемку не было сил, да и возможности. Я же все-таки сделал пару кадров из фотоаппарата, но в принципе сильно не обольщаясь, понимая, что кроме нечетких очертаний за снежным занавесом ничего не будет видно. Отдых, сил не восстановил, даже как-то наоборот стало еще тяжелей. И с этим мы двинулись в обратный путь.

Возвращение

Спускаться не стали, так как вершина хребта, оказалось более приспособлена для передвижений, но так продолжалось недолго и нам пришлось спуститься немного и идти по склону, но и там легче не было. Будучи на вершине хребта нам на миг открылись в просвете туч те самые вершины, к которым мы шли. Несмотря на все наши усилия до них было еще далеко, и даже может быть дольше, чем нам казалось. Но вот снова все заволокло, и мы продолжали свои карабканья. Снег не прекращался, камни стали скользкими, одежда мокрой, а ноги деревянными, продвижение еще больше замедлилось. Ко всему прочему мы обнаружили, что наш третий товарищ отстал, мы начали его звать, оказалось, что он решил спуститься полностью вниз и идти там. Мы решили идти дальше как шли, тем более, что постепенно мы и так спускались. Чем больше мы шли, тем больше казалось, что мы просто топчемся на месте, нисколько не продвигаясь вперед. Начало подступать отчаяние, так как становилось все сложнее идти, ноги поскальзывались на камнях. Но вот идущий впереди меня товарищ увидел далеко в просвете Кедарнах. Я же, сколько не вглядывался кроме вечных облаков, не увидел ничего. Но надежда, что когда-нибудь дойдем, появилась. Не знаю, сколько прошло еще времени, когда хребет наконец-то закончился, точнее, ушел влево. А перед нами открылась небольшое плато с насыпями камней.

Рождение реки

Исток Мандакини

Спустившись на плато, мы оказались рядом с местом, где прямо из-под горы вытекал бурный поток. По-видимому, один из истоков Мандакини. Мне еще не доводилось наблюдать рождение реки. Поэтому, несмотря на окоченелые руки и негнущиеся пальцы, я достал фотоаппарат и снял этот момент. Снова перед нами встала дилемма, куда идти дальше. Кедарнатха мы не видели. Новорожденная река уходила налево, разбиваясь потом на множество рукавов. Мы как раз находились на ее левом берегу. Идти вдоль берега представлялось бесперспективным, так как мы еще больше бы отклонились в сторону, и неизвестно была ли дальше возможность спуститься с плато в долину к Кедарнатху. На противоположной стороне был высокий хребет, который был похож на тот, за которым было озеро Чоробари. От которого, мы уже могли по тропе спуститься к Кедарнатху, по тому же пути, по которому мы сюда пришли. 100% уверенности, что это тот самый хребет у нас не было, но это было лучше, чем идти вдоль реки и упереться в крутой обрыв. Чтобы подойти к хребту, нам нужно было еще переправиться через реку, а она была даже у истока достаточно широкой, чтобы отказаться от идеи перепрыгнуть через нее. На наше счастье чуть выше места, откуда вырывалась на волю вода, был камень, на который можно было упереться и перепрыгнуть на другую сторону.

Вид Кедарнатхa

Вид Кедарнатха

Оказавшись на правом берегу, мы решили дождаться нашего отставшего друга. Но он не появлялся и мы стали звать его, чтобы он не ушел в другую сторону. И через кое-то время он отозвался. Перебравшись на нашу сторону, мы еще раз обсудили, как идти дальше. Товарища, которого мы ждали сказал, что не сможет подняться на хребет и пойдет вдоль реки и там спуститься в долину. Мы же решили подниматься. Мы тоже были обессилены, но этот вариант представлялся нам более удачным. Собрав все что было: крохи сил, волю и желание поскорее закончить все это мы начали подниматься. Достигнув вершины, мы с радостью обнаружили то самое озеро. И как в подарок нам, погода начала меняться, снег прекратился, облака рассеялись, открывая нашим измученным взорам красоту и величие гор одевших после обильного снегопада белоснежные одежды. И насколько хватило заряда в аккумуляторах фотоаппарата, я заснял окружающий вид. Дальнейший спуск мы уже воспринимали как прогулку. Не надо было карабкаться, даже то, что я несколько раз поскальзывался и скатывался вниз на несколько метров, казалось веселой забавой.

Кедарнатх

Уже стемнело и только огни Кедарнатха и звезды освещали дорогу. И вот мы выжатые и то же время мокрые, освещенные и замерзшие шли, точнее, передвигали ноги, чисто автоматически, но абсолютно не было, даже намека на какое либо разочарование, казалось в этих местах это чувство, вообще не может существовать. Когда входили в Кедарнатх и шли по его улицам, было ощущение, как у кладоискателя, который нашел свой клад.

На следующий день было решено уезжать из Кедарнатха. Одежда после нашего похода к вершинам намокла, у многих не было сменной одежды, а во влажных условиях Кедарнатха, что-то высушить не представлялось возможным. Конечно, не хотелось покидать это место. Обстоятельства складывались не в нашу пользу. Но Шри Кедарнатх оставил свою частицу в наших сердцах…