Шри Хануман - герой древнеиндийского эпоса Рамаяны

Шри Хануман

Шри Хануман

В индийской мифологии, Шри Хануман - могучая обезьяна, сын бога ветра Вайю. Герой древнеиндийского эпоса - Рамаяны.

Он от рождения мог летать и становиться как огромным, так и бесконечно малым, а также принимать любые обличия. Будучи еще детенышем, взмыл в небо, приняв солнце за большой апельсин и захотев его съесть. "И там его увидел царь богов - Индра, рассердившись на него, и молнией ударил его в челюсть. Хануман упал с неба на горную вершину и долго, потом залечивал ушибы. После этого его и стали называть Хануманом, то есть тем, у кого сломана челюсть" Шри Хануман побеждал своих врагов нестолько силой, сколько своей хитростью.

В Рамаяне он помог Раме спасти его жену Ситу, похищенную десятиглавым демоном Равана и укрывшим ее на острове Ланка.

Прекрасно описаны подвиги Ханумана в Рамаяне, вот один из них (как он преодолевал океан, чтобы добраться до Ланки):

"Став на вершине горы Махендра, Хануман крепко уперся в нее обеими ногами, так что она затряслась, а с деревьев, росших по ее склонам, осыпались листья и цветы; набрал воздуху в грудь, простер ввысь руки, и, взмахнув ими, взревев, прыгнул в небо. От могучего толчка гора зашаталась и извергла водопады; звери, обитающие в ее пещерах, устрашенные, подняли дикий вой и рев, а деревья с ее склонов сорвало вихрем, и они взлетели в небо вслед за Хануманом, как друзья, провожающие друга в дальний путь, и упали в море.

А Хануман, по воли своей выросший до исполинских размеров, понесся по поднебесью как летучая гора, и ветер, рожденный его стремительным полетом, рассевал облака на небе и гнал по морю бурные валы… Вдруг путь ему преградило чудовище. То Сураса. Мать змей, жуткая и уродливая, встала из морских волн перед Хануманом. "О Хануман, - сказала она, - боги определи тебя стать моей добычей. Я хочу съесть тебя - войди в мою пасть". И она широко разинула свою пасть, надвигаясь на сына Ветра. Но Хануман сказал: "Я спешу, чтобы выполнить поручение Рамы - я послан к его возлюбленной Ситу, похищенной царем ракшасов. Когда я поведаю Ситу и принесу весть о ней Раме, я войду в твою пасть, обещаю тебе". Но Сураса ответила: "Никто не может миновать меня, я проглатываю всех - эту власть даровали мне боги". Тогда Хануман сказал: " Раскрой же пасть свою так, чтобы я мог войти в нее". И Сураса разинула пасть шириною в десять йоджанан. Тогда в тот же миг сын Ветра вырос на столько же йоджан. Тогда на двадцать йоджан разинула пасть Сураса; и тотчас на столько же вырос Хануман. И, глядя на страшный зев ее, подобный бездне, сын Ветра волею своей достиг тридцать йоджан в высоту. На сорок йоджан раскрыла пасть Сураса; на пятьдесят йоджан вырос Хануман. Вот уже на сто йоджан разинула свою пасть Сураса, Мать змей. Тут в мгновение ока сын Ветра уменьшился до размеров мизинца и, войдя в ее пасть, тотчас выскользнул оттуда, прежде, нежели Сураса успела захлопнуть ее. "О, Сураса, - сказал он, - я не миновал твоей пасти; не нарушена твоя власть, данная тебе богами. Прощай, теперь я полечу туда, где томится в плену царевна Видехи". Он полетел дальше и скоро оставил далеко позади страшную Сурасу…

Его, летящего по поднебесью, увидела Симхика, свирепая ракшаси, которой, всемогущий Брахма даровал силу ловить живые существа за отбрасываемую ими тень. Она сказала про себя: "Наконец дождалась я добычи!" - и схватила тень Ханумана. Хануман же подумал: "Словно движение корабля, остановленного встречным ветром в океане, полет мой внезапно прервался, и скованы мои силы". Он огляделся по сторонам, глянул вниз и тут увидел чудовище, поднявшееся из соленых вод океана. "Это ракшаси, которая может поймать любое живое существо за его тень; о ней рассказывал мне царь обезьян", - подумал сын Ветра. С ревом, подобным расскатам грома, бросилась Симхика на Ханумана. Он увидел перед собой ее лапы, подобные извивающимся змеям, ее отвратительную пасть и, вмиг сократившись в размерах, стремглав бросился в нее. Исчезнув в пасти Симхики, как Месяц, проглоченный Раху, демоном затмения, Хануман, проник в нутро свирепой ракшаси и острыми когтями тотчас разодрал ее сердце. И Симхика, испустив дух, свалилась в воду и исчезла в пучине, меж тем как Хануман, выскочив из ее пасти, спокойно продолжал свой путь в небесах".

Еще одна история из Рамаяны с участием Ханумана, когда война между войсками Рамы и Раваны, была в самом разгаре.

Сцена из Рамаяны

Сцена из Рамаяны

"Взъярился царь ракшасов, узрев, что Вибхишана ускользнул от него, и вскречал, обращаясь к Лакшмане: "Брат мой избег моего копья, но оно поразит тебя, о ты, гордый своей отвагой!" И, взмахнув копьем, он метнул его в сына Сумитры. "Да минует оно Лакшману!" - воскликнул Рама, следя за полетом его. Но не исполнилось его желание - глубоко вонзилось то копье в могучую грудь отважного Лакшманы, и с разверстой грудью рухнул он на землю, обливаясь кровью.

Войско обезьян поражено было скорбью отчаянием, когда Лакшмана пал под страшным ударом Раваны. Затем Хануман и Сугрива бросились к сыну Сумитры, распростертому без признаков жизни на земле, и оттащили его с поля боя, меж тем как Рама оборонял их своими стрелами от стрел Десятиглавого. Но как не пытались они, не в силах были вытащить копье из груди Лакшманы.

Рама, думая, что брат его насмерть поражен Десятиглавым, поспешил к телу Лакшмана и, опустившись в отчаянии рядом с ним на колени, разразился горькими сетованиями и стенаниями. Сушена, утешая его, сказал: "О лучший из людей, не горюй, Лакшмана не убит. Взгляни, лицо его не исказилось и не почернело. Он тяжело ранен, но исцеление возможно". Тогда Джамбаван, мудрый царь медведей, приблизившись, сказал: "Тяжко ранен Лакшмана, но спасти его можно. Но только сын Ветра может совершить это чудо". И, обратившись к Хануману, царь медведей молвил: "О Хануман, настал час тебе снова явить свое могущество. Далеко отсюда, на Севере, в Гималаях, меж горами Кайлаша и Ришабха, есть гора, называемая Маходая, на которой растут целебные корни - трав мритасандживани, вишальякарани, суварнакарани и сандхани. О Хануман, лети на север с быстротой ветра и тотчас возвращайся с этими травами. Если поспеешь вовремя, Лакшмана возвратится к жизни".

И, услышав слова Джамбавана, Хануман, не медля ни мгновения, взбежал на вершину горы и, оттолкнувшись ногами так, что гора зашаталась, взвился в небо и исчез из глаз. И, пролетев с быстротой ветра над океаном, он устрамился дальше на север и понесся над горами и равнинами, над озерами и реками, над лесами и полями, над дивными городами и цветущими странами; и, оставив за собой тысячи йоджан в полете, он увидел впереди Гималаи, увенчанные снегами. Там, между горами Кайлаша и Ришибха, он опустился на вершину Маходаи и стал искать целебные корни, о которых говорил ему Джамбаван. Но травы попрятались, при его появлении. И, тщетно проискав их, Хануман возгорелся гневом. "Промедление грозит бедою, - сказал он. - Я же не могу найти эти травы. Но не могу я, и вернуться без них". И, поразмыслив, он обхватил гору обеими руками и, раскачав, выдернул ее из земли. Вместе со всею горою в руках пустился он в обратный путь и, с той же быстротою пролетев над землею и морем, предстал перед изумленными обезьянами на поле у стен Ланки.

Мудрый Джамбаван быстро отыскал травы и дал их понюхать Лакшмане. И тот, мгновенно исцелился, придя в себя, поднялся с земли".

С точки зрения Сахаджа йоги Шри Хануман это символ динамизма и силы, прекрасно совмещенной с невинностью и простотой. Этот союз заложен в человеке, в его правом канале (Пингала Нади) тонкого энергетического тела. Шри Хануман олицетворяет энергию, которая балансирует этот канал.

Шри Хануман в христианской терминологии - Архангел Гавриил.

Интересуетесь Индией?