Аруначала - сваямба Шри Шивы

Гора Аруначала

Гора Аруначала

(Рассказ сахаджа йогов о поездке в Раманашрам в Тируваннамалай. Февраль 2004.)
Примечание: фотографии можно увеличить.

Из Дели до Ченная (Мадраса) ехать на поезде ок. 33 часов. Билет купить довольно просто, в кассе для иностранцев в Нью-Дели всегда найдется несколько билетов рупий за 500.

В штате Тамил Наду (где расположен Тируваннамалай) говорят на языке тамили, который совершенно не похож на хинди и даже вызывает у жителей других штатов улыбку - они говорят, что тамили похож на звук камешков, бултыхающихся в воде. Действительно, язык производит довольно странное впечатление (mp3, 7 сек., 110 кб; mp3, 20 сек., 280 кб) А, учитывая то, что по-английски в Тамил Наду говорят меньше, чем, к примеру, в Махараштре, не имеет значения, на каком языке вы будете обсуждать с тамильцами любые вопросы. Поэтому мы пользовались русским, красноречиво дополняя его жестами и разнообразя интонациями.

Из Ченная до Тируваннамалая каждые полчаса от центральной автобусной станции ходит автобус. Ехать часа четыре, стоит это совсем недорого (ок. 50 рупий).

Храм Шри Шивы (Тируваннамалай)

Храм Шри Шивы

Первое, что видишь, подъезжая к Тируваннамалаю, это, конечно, Аруначала. Эта гора впечатляет и вызывает изумление - хотя, казалось бы, цвет, форма и высота ничего особенного не представляют. Но чувство изумления не исчезает.

Второе поразительное явление небольшого провинциального города Тируваннамалай - храм Шри Шивы. Это поистине грандиозное сооружение. Сам городок состоит из 1-2-этажных домов и 60-метровые башни смотрятся грандиозно.

Гостиниц в Тируваннамалае много, правда, близилось полнолуние (о чем ниже) и мы нашли свободные номера лишь с третьей попытки. 150 рупий за двухместный номер с душем - дешево даже для Индии.

На первом этаже всех гостиниц располагается ресторанчик, в котором еду подают по всем индийским правилам - на банановых листьях. Кстати, не исключено, что листья эти не одноразовые, что косвенно подтвердил официант, предложивший нам ополоснуть их питьевой водой (которая подается во всех ресторанах от севера до юга). Вопреки ранее слышанному нами, в Тамил Наду еда совсем не острая (нам многие говорили, что на юге Индии еда острее), зато исключительно вегетарианская.

Ближе к вечеру мы направились в храм Шивы. Внутри было довольно людно и мы слонялись по внутреннему дворику безо всякого желания идти к алтарю или искать на ночь глядя место, где медитировал Шри Рамана Махарши. Нас можно понять - выяснить что-либо путное у индийцев сложно, особенно у тех, которые не знают английского.

Могила Шри Рамана Махарши

Раманашрам

Впрочем, недостатка в общении не было - мы встретили странствующих испанцев - парочку путешественников. С какой целью они путешествуют, нам узнать так и не удалось. Похоже, они просто слонялись по Индии. Один из нас говорил по-испански, мы рассказали им о Сахаджа Йоге и дали самореализацию (см. сайт Сахаджа Йоги). Через некоторое время к нам подошел странно одетый человек (коих там большинство) и стал на довольно чистом английском учить нас жизни. Удивительно, но он не просил денег и отстал сразу же, как только мы сказали, что очень плохо знаем английский (кстати, это прекрасный метод отваживать не в меру навязчивых собеседников!).

В храме проводились какие-то ритуалы, они водили раскрашенного слона. Слон был очень приятен и за монетку "благословлял" хоботом любого желающего.

На следующий день в 6 утра мы отправились в Раманашрам.

Когда я читал о Шри Рамане, я видел фотографию Раманашрама. Помню, подумал: "это классное местечко, куда я вряд ли выберусь в своей жизни"... Об этом я вспомнил у входа в ашрам с некоторой иронией.

Раманашрам

Раманашрам

В ашраме находиться довольно приятно. Все исторические места там отмечены соответствующими подписями, местные жители с радостью рассказывают, где какие события происходили - где Рамана сидел, где умер и т.п.

Людей в ашраме мало. Из иностранцев порядочно престарелых женщин и чудаков, хотя всего иностранцев мы видели человек 10-20. В ашраме мы купили видеодиски с документальными съемками Раманы (моя давняя мечта, хотел даже заказать их в Европе за десятки долларов, а тут за 100 рупий).

Из ашрама ведет дорога на гору. Если свернуть немного с основной дороги, то можно попасть на место, где часто сидел Шри Рамана Махарши. Удивительное впечатление произвел камень, на котором часто сидел этот святой - если по нему постучать, раздается очень гулкий звук, как будто он пустой (аналогичный стук по похожим камням звучал по-другому). У этого камня мы и просидели (пролежали) несколько часов - совершенно непередаваемые ощущения в сердце приятными волнами удерживали наш разум в тишине. Видимо, паломники особо не задерживаются здесь и след присутствия Шри Раманы не "затоптан".

Недалеко от этого места находится пещера, где медитировал Рамана. Вообще этих пещер несколько, вокруг них построены домики, внутрь помещены алтари. У одной из них мы пообщались с иностранцами из Европы и дали им реализацию. Все они спрашивали "А это не опасно?" - что удивило нас, так как в Европе и России этот вопрос никто перед получением самореализации не задает, а в Индию, вроде бы, должны ехать люди не робкого десятка.

Место, где часто сидел и медитировал Шри Рамана Махарши

Гора Аруначала

Там же мы подверглись нападению обезьян, от которых нам удалось откупиться чесноком и таблетками для живота. Чеснок они с удовольствием съели, а таблетки кинули нам обратно.

Вечером мы разговорились с официантами в кафе. Это было довольно увлекательное общение - английский знал только один из них, а пообщаться хотели все. Мы прошли с ними через кухню в "офис" - место, где они режут банановые листы на тарелки - и, рассказав им о сахаджа йоге, дали самореализацию. Они были весьма впечатлены эффектом и наперебой стали рассказывать нам всякие разные мысли. Эти простые ребята удивили нас глубиной суждений, которую они продемонстрировали после получения реализации. Позабавило нас их высказывание о том, что "мы, индусы, слишком материалистичны". Особенно хорошо это смотрелось в контексте полнолуния, которое случилось на следующий день - в Тируваннамалай приехали тысячи и тысячи паломников, мы наблюдали плотный людской поток из окон гостиницы в течении нескольких часов (вспомнились первомайские демонстрации, только вот дело было ночью).

Утром следующего дня мы снова пошли на гору. Медитировали около того камня, где сидел Рамана Махарши, потом просто лежали или спали. Когда солнце стало припекать, мы пошли к ашраму.

Пещерa, где медитировал и жил Шри Рамана Махарши

Пещерa

Возле него к нам пристали попрошайки, мальчики лет 5-10, которые постоянно повторяли: "HELLO SIR" и протягивали руку. Мы уже и на знали куда от них деться, а деньги давать бесполезно, так как они потом еще 50 таких же приведут. Пытаясь их отвлечь, мы дали им русские монеты, потом показали как можно с ними играть, кидая при этом им, а они нам. Получилась такая картина: индийские нищие забрасывают нас русскими монетами. Проходящие ашрамиты смотрели на нас со смешанным чувством удивления и укоризны (мы ведь делали это во время их вечерней коллективной медитации).

В этот день было полнолуние (благоприятное время для поклонения Шри Шиве)и люди шли на пуджу в храм. Народу было очень много, в очереди к алтарю мы простояли около 2-х часов, но когда узнали, что нужно простоять почти еще столько же, чтобы зайти в храм (да еще и заплатить), решили просто постоять снаружи и помедитировать (чем опять же удивили местных).

На следующий день мы уехали в Бангалор, так как спешили в Пуну, на семинар сахаджа йогов.